В настоящее время проблема готовности ребенка к школе является наиболее актуальной. Это связанно с тем,
что в школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все
более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс.
"Я скоро пойду в школу…" - обычно с гордостью говорят малыши. Они знают, чувствуют, что растут, меняются.
Внимательно следят за их ростом и развитием родители, мучаясь в сомнениях: "Пора или нет идти в школу?" Кто сможет ответить
на этот вопрос? Психологи, педагоги, а может сами родители?
Но, к сожалению, осведомленность родителей по данному вопросу всегда оставляет желать лучшего. Причиной
тому является постоянная нехватка времени у родителей для того, чтобы найти полезную информацию, которая могла бы ответить
на интересующие их вопросы.
Именно поэтому возникла необходимость составления методических рекомендаций, которые в своём содержании
отражает советы разных специалистов по вопросу готовности детей к школе.
Основной идеей методических рекомендаций является ответить на наиболее задаваемые вопросы родителей, будущих
первоклассников.
Можно ли определить готовность к школе?
Безусловно, да. В настоящее время разработаны простые, доступные для использования на практике, достаточно
информированные и надежные критерии готовности ребенка к систематическому обучению в школе.
Хотим обратить внимание на следующее: оценка готовности к школе по уровню интеллектуального
развития - наиболее распространенная ошибка родителей. Многие считают, что главное условие готовности к школе - объем знаний,
который должен иметь ребенок. Старания родителей при этом не знают меры, а возможности детей при этом в расчет не
принимаются. Такие родители, не научив ребенка шнурки завязывать, "запихивают" в него всевозможные сведения, не считаясь с
возрастными особенностями. Представьте себе, как шестилетний малыш знает все созвездия нашей галактики, но не знает, на какой
улице живет. Другой выучил почти наизусть энциклопедический словарь, но совершенно не умеет общаться со сверстниками, боится
их, неспособен даже в течение нескольких минут сосредоточиться на самой простой задаче.
Бывают случаи, когда высокое интеллектуальное развитие ребенка, еще не достигшего шестилетнего возраста,
вводит в заблуждение и родителей, и педагогов: его принимают в школу, а дальше... Середина учебного года: пропадает интерес к
школе, дети жалуются на головную боль, усталость, на то, что в школе "трудно". Перестают усваивать программу по письму, не
помнят, как пишутся многие буквы, пишут плохо, медленно, становятся раздражительными, иногда без всякой причины начинают
плакать. И приходится долго убеждать родителей в том, что их ребенок нуждается в щадящем режиме (больше прогулок,
закаливающие процедуры, больше движений, а не сидения перед телевизором) и гораздо лучше будет провести год дома. Надо дать
ему окрепнуть, уделить внимание развитию координации движения руки (лепка, рисование, вышивание).
И подобные случаи доказывают, что готовность к школе определяется не только уровнем интеллекта. Важен не только объем тех
сведений и знаний, которые имеет ребенок, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений.
Особое значение в психологической готовности к школе имеют способности или предпосылки в овладении
некоторыми специальными знаниями и навыками. Психологи называют эти предпосылки"вводными навыками".
Именно поэтому важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать
звуки, не учить писать, а создавать условия для развития моторики, и особенно движений руки и пальцев. Еще хочу подчеркнуть
необходимость развития способности слушать, понимать смысл прочитанного, умения пересказывать, проводить зрительное
сопоставление, важен не объем знаний, а качество мышления.
Нужно помнить, что если все-таки на момент поступления в школу ваш ребенок не достиг уровня
готовности, но зачислен в подготовительный класс, он нуждается в организации так называемого щадящего режима в семье. Прежде
всего, таким детям вторую половину дня желательно проводить не в школе, на "продленке", а дома, что позволяет снять
дополнительную психологическую нагрузку. Им необходим двухчасовой сон днем, полноценное питание, а при необходимости -
проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
Оценивая своих детей через призму здоровья, готовности к обучению, родители могут понять, что
скрывается за так называемой ленью, нежеланием работать, рассеянностью, непослушанием, и примут именно те меры, которые
смогут помочь делу.
Как узнать, готов ли ребенок к обучению в школе?
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты:
* элементарные математические представления.
Он должен знать:
- состав чисел первого десятка (из отдельных единиц и из двух меньших чисел);
- как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего
за ним в ряду;
- цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
- знаки +, -, =, >, <;
- название текущего месяца, последовательность дней недели;
Он должен уметь:
- называть числа в прямом и обратном порядке;
- соотносить цифру и число предметов;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- пользоваться знаками арифметических действий;
- измерять длину предметов с помощью условной меры;
- составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
- ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
* речь дети должны уметь:
- строить сложные предложения разных видов;
- составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
- находить слова с определенным звуком;
- определять место звука в слове;
- составлять предложения из 3-4 слов;
- членить простые предложения на слова;
- членить слова на слоги (части);
- различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
- самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов,
драматизировать небольшие произведения.
* представления об окружающем мире:
- уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
- иметь представление о сезонных явлениях природы;
- знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
Можно ли определить психологическую готовность ребенка к школе?
1. Социально-психологическая готовность к школе:
- учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет
выраженный интерес к получению новых знаний);
- умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет
находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
- умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
2. Развитие школьно-значимых психологических функций:
- развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
- пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед -
назад, слева - справа);
- координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический
образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
- развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при
сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
- развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение
15-20 минут);
- развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый
материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).
С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в 1 класс?
Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих
подготовленность ребенка к обучению. Именно от того, насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а
также каково состояние здоровья ребенка, и будет зависеть, с какого возраста ему необходимо начать обучение в школе. Имеет
значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не
будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.
Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период
адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше
неуспевающих, и не только в первом классе.
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 "Гигиенические требования к условиям
обучения в общеобразовательных учреждениях" в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по
усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к
обучению.
Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября
возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года,
проводится в условиях детского сада.
Как помочь ребенку легче адаптироваться в школе?
Следующие рекомендации как помочь ребенку легче адаптироваться к школе:
- Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку. Не подгоняйте с утра и
не дергайте по пустякам. Не надо укорять его за ошибки, даже если вчера предупреждали.
- Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: “Смотри не балуйся!”, “Веди себя хорошо!”, “Чтобы сегодня
не было плохих отметок!” и т.д. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный
день.
- Забудьте фразу: “Что ты сегодня получил?” Встретьте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него
тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как Вы сами чувствовали себя после тяжелого рабочего дня). Если ребенок
чересчур чем-то возбужден, жаждет чем-то поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте его, это не
займет много времени.
- Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы Ваш разговор с
учителем происходил без ребенка. Кстати, всегда не лишне выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.
- После школы не торопитесь сажать ребенка за выполнение уроков, необходимы 2-3 часа отдыха, желательно
сна. Лучшее время для подготовки домашнего задания - с 15 до 17 часов.
- Не заставляйте делать уроки за один присест. После 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут “перемены”
- желательно подвижной.
- Во время приготовления уроков не сидите “над душой”, дайте ребенку возможность работать самому, но уж
если нужна Ваша помощь - наберитесь терпения. Обратитесь к нему спокойно: “Не волнуйся, все получится, давай разберемся
вместе. Я помогу”. Похвала, даже если что-то не получается, необходима.
- В общении с ребенком старайтесь избегать условий: “Если сделаешь, то...” Порой условия становятся
невыполнимыми не по вине ребенка, и Вы можете оказаться в сложной ситуации.
- Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее и утомление
наступает быстрее, работоспособность снижена. Это первые 4-6 недель после начала занятий, конец учебного года или первая
неделя после зимних каникул. В эти периоды следует быть особо внимательным к состоянию ребенка.
- Не игнорируйте жалобы ребенка на головную боль, усталость и плохое самочувствие. Чаще всего это
объективные показатели трудности учебы.
- Учтите, что даже дети повзрослее очень любят сказки на ночь, песенки и другие признаки проявления
нежности. Все это успокаивает их и помогает снять напряжение и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о
неприятностях, не обсуждать завтрашнюю контрольную.
Как научить ребенка читать ?
Чтение: вред или польза…
Обучение ребёнка чтению, является одним из главных условий успешного детского раннего развития
ребёнка. Родители часто задают педагогам вопросы о том когда ребёнку уже пора читать, как его научить читать. С какого
возраста нужно учить малыша читать? Сколько времени ребёнку нужно для того, чтобы освоить чтение? Нужно ли учить ребёнка
называть буквы? Какая методика обучения ребёнка чтению эффективнее? Давайте попробуем разобраться в этих вопросах.
Все ли дети могут научиться читать рано?
Сторонники большинства существующих методик обучения детей чтению гарантируют стопроцентный результат.
Однако никто из них не анализирует случаи не слишком успешного обучения детей. Было бы глупо отрицать положительные стороны
разных обучающих методик. Тем не менее некоторые дети не могут научиться читать вплоть до 7–8 лет или они допускают
специфические ошибки во время чтения (дислексия).
Что может стать препятствием для обучения ребёнка чтению?
Побуквенное чтение. Родители, которые не знают, как правильно учить читать, учат ребёнка
буквам: “А — Бэ — Вэ — Гэ — Дэ…” . В процессе обучения ребёнок запоминает названия букв. Но когда родители начинают учить
малыша складывать буквы в слова, простое слово “мама” звучит как “МЭ-А-МЭ-А” и ребёнок не понимает, какое слово он прочёл.
Прочитанное слово не похоже на то, которое малыш привык слышать. Обучение чтению превращается в зубрёжку. И родители, и
ребёнок при таком обучении чувствуют разочарование.
Механическое чтение. Часто родители в процессе обучения чтению не показывают и не разъясняют
ребёнку картинки или предметы, названия которых он только что прочёл. Поэтому ребёнок не может объяснить прочитанное слово
или фразу.
Индивидуальные особенности развития ребёнка. Чтение — сложный процесс, который зависит от
совместной работы нескольких участков коры головного мозга. Недоразвитие или повреждение одного из участков мозга может
привести к тому, что навык чтения появится у ребёнка гораздо позже или будет нарушен, вплоть до полной невозможности освоения
чтения (алексия). Одну из главных задач в процессе чтения выполняют затылочный и затылочно-теменной участки коры, которые
отвечают за зрительное восприятие. Эти зоны созревают позже других участков коры головного мозга. Если развитие этих зон
головного мозга запаздывает, то для успешного обучения ребёнка чтению придётся воспользоваться другими системами восприятия
(тактильная чувствительность, общие движения). Например, Мария Монтессори предлагала детям запоминать начертания “шершавых”
букв, вырезанных из наждачной бумаги, “прописывая” их пальчиком.
Проблемы развития. У ребёнка с задержкой психического развития, сниженной остротой зрения
меньше шансов научиться читать рано, чем у его здорового сверстника. Однако именно чтение может помочь ребёнку с проблемами в
развитии. Раннее обучение ребёнка чтению способствует развитию речи у неговорящих детей, а также у детей с нарушениями слуха
и проблемами общения. Известны случаи, когда дети с синдромом раннего детского аутизма ежедневно осваивали чтение 20–30 новых
слов благодаря феноменальной зрительной памяти.
Можно ли учить ребёнка читать, используя одновременно несколько методик?
Конечно! Методики обучения чтению, одинаково эффективной для каждого ребёнка, не существует. Это не
означает, что вы должны метаться от одних методов обучения чтению к другим. Учить ребёнка читать можно разными способами.
Возможно, вы разработаете индивидуальную программу обучения чтению для вашего ребёнка.
Какова продолжительность занятий с ребенком в домашних условиях?
Продолжительность ежедневных домашних занятий по развитию познавательных способностей первоклассников (по
индивидуальной рекомендации учителя) не должна превышать 30 минут. Помните, что для ребенка 6-7 лет игра является основным
способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.
Какие занятия полезны для ребенка в период его подготовки к школе?
1. Развитие мелких мышц руки:
- работа с конструкторами разного типа;
- работа с ножницами, пластилином;
- рисование в альбомах (карандашами, красками).
2. Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).
Комментариев нет:
Отправить комментарий