Готов ли ребёнок к обучению грамоте?
Основные направления подготовки ребёнка к обучению грамоте.
Многие
мамы, папы, бабушки и дедушки хотят поскорее научить ребёнка читать и
писать. Это и понятно, потому что грамота открывает ребёнку новые уровни
познания окружающего мира.
Однако, торопясь с
обучением грамоте малыша, важно помнить о том, что обучение грамоте –
это сложный процесс, к которому ребёнок должен быть готовым.
Давайте рассмотрим критерии готовности ребёнка-дошкольника к обучению грамоте.
В
соответствии с ФГОС ДО, наиболее эффективным способом обучения грамоте
является звуковой аналитико-синтетический метод. Г.А. Каше утверждает,
что «готовность ребёнка к обучению грамоте аналитико-синтетическим
звуковым методом определяется возможностью осознания им звукового строя
языка, т.е. переключения внимания от значения слова к его звуковому
составу – умению слышать в слове отдельные звуки, понимать, что звуки
расположены в определенной последовательности».
Критерии готовности ребёнка-дошкольника к обучению грамоте:
1.
Умение произносить все звуки речи. Если в речи ребенка имеются
недостатки произношения в виде пропусков звуков, их замен другими
звуками, смешения звуков, то, к сожалению, полноценно овладеть грамотой
такой ребенок не сможет. И даже, если у родителей создается впечатление,
что ребенок вроде бы читает, в последующем, у него могут возникнуть
проблемы с письмом и чтением (могут возникать трудности в таких заданиях
как: выделение гласного или согласного звука из начала и конца слова,
определение последовательности звуков в слове; ребенок будет с большим
трудом овладевать слиянием букв, чтение будет медленным, с большим
количеством ошибок, и понимание содержания прочитанного будет
недостаточным. Эти ошибки будут отражаться и на письме.)
2.
Достаточный словарный запас, сформированный грамматический строй речи и
развитая связная речь. Если словарь ребенка ниже возрастной нормы, в
речи имеется стойкий аграмматизм, связная речь сформирована на низком
уровне (неумение классифицировать предметы, неправильное употребление
признаков предметов и слов-действий, неумение изменять слова,
образовывать новые слова, ошибки согласования слов в предложении,
неправильное построение предложения, не сформированное умение составлять
рассказы и пересказывать заданный текст), то дети не всегда будут
понимать смысл прочитанного, у них будут трудности пересказа
прочитанного, и тем более, изложения своих мыслей вслух и на письме.
3.
Очень важно, чтобы ребенок умел слышать, различать звуки между собой
(по способу и месту образования), так как это также влияет на усвоение
букв, правильное чтение слов со смешиваемыми буквами.
4.
Большую роль в овладении грамотой играют сохранные зрение и слух. Если у
ребенка снижен слух, то он не способен полноценно слышать обращенную
речь, и даже самого себя, а значит слуховой контроль за самостоятельной
речью и речью окружающих снижен. Это значит, ребенок может не услышать и
неправильно понять содержание изучаемого учебного материала, и поэтому
неправильно его запомнить, что ведет к ошибкам чтения и письма.
Нарушение зрения также напрямую влияет на процесс овладения чтением и
письмом: ребенок должен правильно увидеть картинку, слово, букву,
запомнить зрительный образ буквы или слова, воспроизвести его. И, если
он не видит отчетливо картинку, или слово, или букву, он неправильно
выполняет предложенные задания. Это ведет к неусвоению учебного
материала. Для обучения грамоте детей с нарушением слуха и зрения
требуется специально организованная системная работа, в которую включены
все участники коррекционно-образовательного процесса.
5.
Восприятие и внимание (зрительное, слуховое, тактильные ощущения)
должны быть хорошо развитыми – ребенок должен уметь сосредотачиваться,
чтобы воспринимать изучаемый материал, уметь внимательно смотреть и
слушать педагога или родителя, потому что если учебный материал был
воспринят и услышан недостаточно, то он остался непонятым ребенком, а
значит, не усвоенным.
6. Роль памяти трудно
переоценить. Ребенок должен быть способен запомнить достаточно большой
объем сведений: буквы, звуки, правила чтения и письма, у него должен
быть обширный запас сведений об окружающем и др.), поэтому важно учить
детей запоминать и воспроизводить стихи, рассказы и сказки, учить
запоминать и воспроизводить ритм, звуковой, слоговой ряды, ряды слов и
т.д.
7. Хорошо развитое мышление также
является фундаментальным фактором, влияющим на усвоение ребёнком
грамоты. Не является секретом то, что речь и мышление находятся в тесной
связи, особенно отчетливо это начинает проявляться в старшем дошкольном
возрасте, когда недостатки мышления не позволяют полноценно овладеть
речью, а дефекты речи затрудняют осмысление изучаемого. Процесс обучения
грамоте предполагает умение анализировать звук, слог, слово,
предложение, включает в себя и обратный процесс – умение синтезировать
слово из звуков или букв, слогов, предложение из слов, рассказ из
предложений.
Таким образом, подготовка ребенка к обучению грамоте должна быть системной, последовательной, планомерной и тщательной.
Поэтому
очень важно ответственно отнестись к процессу подготовки детей к
обучению грамоте: регулярно выполнять рекомендуемые педагогами задания и
упражнения, систематически посещать детский сад, так как в детском саду
занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся системно, активно
участвовать в развитии (в том числе и речи) детей, играть с детьми в
развивающие игры, расширять их кругозор, постоянно общаться с ними, в
случае необходимости своевременно обращаться к врачам-специалистам,
укреплять здоровье детей, так как именно сейчас, в дошкольном возрасте
мы закладываем основу для дальнейшего развития детей!
Игры и задания для обучения чтению
дошкольников 6-7 лет
Обучение чтению дошкольников в игровой форме — это увлекательный и
необычный вариант проведения занятий. Дети на занимательных уроках не
просто заучивают буквы и складывают их в слоги. Они целиком погружаются в
процесс, старясь выполнить как можно больше интересных заданий,
приобретают навык чтения без нажима со стороны родителей и педагога.
Какие игры по обучению чтению для старших дошкольников выбрать,
расскажу в нашей статье.
Возрастные особенности дошкольников
Будущие первоклассники в возрасте 5-7 лет — интересные создания. Им любопытно все новое, они хорошо усваивают информацию, но у этого периода есть свои особенности. Их стоит учитывать перед планированием нагрузки, составлением плана работы на уроке по чтению:- Детсадовцы хорошо говорят, постоянно пополняют словарный запас.
- Внимание становится произвольным.
- Малыши любят рассуждать, вникать в суть дела, вопроса.
- Растет самооценка, осознание себя как личности.
- Игра остается основной формой получения знаний.
Общие рекомендации по обучению
Добиться успеха в обучении чтению помогут следующие простые рекомендации педагогов и опытных родителей:- Делайте занятия интересными, но полными новой информации. Если ребенок заскучает, то внимание быстро переключится на посторонние дела, разговоры, предметы. Но это не значит, что дошкольника нужно только развлекать. Чередуйте игры, серьезные задания каждые 5-7 минут.
- Разнообразие форм уроков обеспечит качественное усвоение знаний. Не применяйте одни и те же игры. Однотипные раскраски, ребусы, ходилки надоедают крохам, составьте богатую игробуквотеку.
- Лучше заниматься каждый день по 15 минут, чем 2 раза в неделю по часу. Короткие ежедневные уроки более эффективны, чем затянутый учебный процесс изредка. Обучение чтению предполагает регулярную тренировку.
- Не давите на детей. Ругань, крики, объяснения на грани истерики и непонимания причин ошибок, трудностей в усвоении информации приводят к отторжению. Малыш будет ненавидеть школу, книги еще до тщательного знакомства с ними.
- Делайте перерывы на гимнастики. Переключения внимания необходимо для отдыха мозга, глаз.
- Используйте разные формы подачи нового. Презентации, интерактивные игры, онлайн тестеры.
- Играйте на занятиях не ради развлечения, а ради доступной формы
подачи информации. Подходить к выбору заданий нужно с учетом
продвинутости детей в чтении, скорости схватывания нового, уровня общего
развития.
Обучение в игровой форме: плюсы и минусы
Обучение ребенка чтению в 5-6 лет, построенное в игровой форме, имеет массу положительных сторон. Эффективность уроков можно объяснить возрастными особенностями старших дошколят, повышенным уровнем любопытства ко всему новому и яркому.
Преимущества метода:
- Ребенок не устает, не теряет интерес в процессе получения новой информации.
- Каждый урок можно выстраивать по индивидуальному плану, выбирая разноплановые задания из богатой картотеки.
- Дошкольник принимает непосредственное участие в создании раздаточного и демонстрационного материала к уроку. Например, рисует буквы, лепит или вырезает из бумаги для аппликации.
- Чтение не выдвигается на первый главный план урока. Буквы, слоги, слова познаются ребенком исподволь.
- Ребенок на игровых уроках развивается интеллектуально, творчески, психологически.
- Детский коллектив сплачивается.
- Если урок проводится в группе, можно делать упор на соревновательный
момент в играх. У детей появляется желание успевать, читать и учиться
лучше других.
Недостатки метода:
- У педагога могут возникнуть проблемы с дисциплиной. Возбужденные дети часто заигрываются, не слышат наставления учителя, родителя.
- Игры, головоломки отнимают много времени.
- Переход к традиционным способам подачи нужной для обучения чтению
информации воспринимается дошкольниками с трудом, требуется время для
переключения внимания.
Перед началом курса обучения чтению составьте примерный план работы, программу на 6 месяцев или год:
- Начните с изучения и запоминания букв. В качестве помощника используйте методику кубиков Зайцева.
- Автоматизируйте их поиск, называние. Делайте поделки из пластилина, разукрашивайте буквенные символы, подбирайте слова на один звук.
- Постепенно соединяйте звуки в слоги, предлагайте ребенку составлять простые слова самостоятельно, искать их на картинках, писать. Играйте в чтение слогов, поиск букв, ассоциации. Это помогает слиянию звуков.
- Читайте слова отдельно друг от друга и в маленьких предложениях. На этом этапе используйте задания с поиском названий для картинок, разгадывание ребусов, кроссвордов.
- Пробуйте прочитывать небольшие тексты. На начальном этапе подбирайте
в картотеке рассказы для чтения с мамой вместе, с картинками вместо
слов. Задачу усложняйте постепенно. В помощь возьмите букварь Жуковой.
Игры
Интересных игр для обучения чтению детей 6-7 лет много. Здесь представлены одни из самых увлекательных, те, которые обязательно понравятся дошколятам. Скачайте задания, распечатайте и занимайтесь.
Учим буквы
Задача дошкольника: найти картинки на определенную букву.
Подбирать изображения нужно правильно: простые, понятные и знакомые детсадовцу.
Начать можно с таких:
Малыши могут играть индивидуально или в парах. На 2-3 уроке, после знакомства с несколькими буквами, можно устроить соревнования.
Читай по первым буквам
Игра необычная, но очень эффективная для развития скорости мышления, чтения в будущем. Малышу нужно вспомнить название предметов, выделить первую букву в слове и произнести только ее, положив на картинку карточку с буквой.
Например, возьмем первую строку на бланке. Лиса- Елка- Солнце. У дошкольника должен получиться ЛЕС.
Для разнообразия распечатывайте картинки для каждой пары учащихся, а не на класс. Постепенно усложняйте игру. Давайте детям слова из 4-5 букв.
Найди букву
Ребенку предлагаются дидактические карты, где буквы перемешаны, напечатаны разными шрифтами и форматами. Задача дошкольника найти нужный знак и обвести его карандашом.
В качестве дополнительного упражнения: можно придумать еще пару слов на заданную букву, найти предметы в комнате, названия которых начинается на них. На занятие используйте такие веселые карточки.
Собери слова из букв
Цель игры: поставить буквы в нужном порядке, подписать картинку.
Ребенок называет правильное слово, потом прислушивается к себе и подбирает буковки для записи в клеточках.
Читаем слоги
Создавать раздаточный материал нужно вместе с ребятишками. Потребуются картинки с изображением животных, пару листов чистой бумаги, карандаши. Под каждым слогом спрятан «сюрприз».
Настольные игры
Это могут быть ходилки, лото, самодельные карточки для складывания в определенном порядке. Лучше всего дети воспринимают именно бродилки по настольному полю. Игра увлекает, для выполнения шагов нужно уметь читать слоги или учиться буквам в процессе.
Распечатайте для занятия такие ходилки:
Читаем вместе
Увлекательная игра, которая понравится взрослым и детям. На листе напечатан текст, некоторые слова зашифрованы картинками. При прочтении нужно вставлять их словами, чтобы нить повествования не потерялась. Во время игры малыш развивает внимание, навык чтения, лексический запас.
Задания
Раскраски, головоломки, ребусы, творческие мастерские повышают интерес дошкольника к процессу обучения и помогают создать атмосферу дружбы и понимания. У заданий по обучению чтению есть одна важная особенность — они многофункциональны. Малыши не только учатся читать, но и развивают моторику, воображение, фантазию, мышление, речь. Обойтись без интересных идей для упражнений и игр по обучению чтению детей дошкольного возраста просто невозможно.
Найди буквы и раскрась
Выбирайте тематические раскраски. В них могут дополнительные задания, например, раскрась только те предметы, которые начинаются на букву «В», разукрашивай маленькие изображения букв, прописные знаки не трогай и т.д.Найди буквы на картинке
Смотри на картинку и читай
Это задание подходит для детей, изучающих буквы, чтение слогов. Картинки со знакомыми предметами можно показывать в большом количестве. Малыши хорошо запоминают слова, пользуются ассоциациями при чтении без изображений.
После изучения слов и соотношения их с предметами, предложите дошкольнику читать слова без картинок. Знакомые слоги складываются быстрее.
Читаем по слогам
Для хорошо усвоивших слоги детей подойдут небольшие сказочные тексты. Их можно читать вместе с родителями или по очереди в классе. После прочтения обязательно спросите ребенка, что он понял, сможет ли пересказать текст.
Очень важно не брать для урока нудные, серьезные произведения. Малышу будет интересно за 3-4 предложения узнать всю историю героев от начала и до конца. В процессе чтения таких сказок педагог формирует интерес к книгам у маленьких учеников, любовь к самостоятельному изучению литературы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий