Игры для развития речи.
Для каждого ребенка игра является ведущей деятельностью. В игре ребёнок учится мыслить, развивает свои способности и сноровку, внимание, память, вырабатывает настойчивость и выдержку.
Игра вызывает чувство удовлетворения, знакомит ребенка с окружающими предметами и явлениями природы, формирует его чувства, наблюдательность и речь.
Детские игры известны с давних пор. Так, в Древней Греции в каждом городе были специальные дома для детских игр, существовали особые законы и учителя детских игр.
Большое значение игре придавал А.С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра».
Каждая игра направлена на решение разных речевых задач. Основные задачи — это воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
Воспитание звуковой культуры речи.
1. Подобрать слова на заданный звук.
Например, родитель идет с ребенком в детский сад или из детского сада, предлагает: «Давай поиграем. Будем называть слова на звук А,З,В и т.д.»
2. Определить наличие или отсутствие данного звука в слове. Например, взрослый предлагает внимательно послушать ушками. Есть ли в слове флаг звук Ф, а есть ли звук М?
3. Игра «Цепочка слов».
Мама или папа называет слово, ребенок выделяет последний звук в этом слове и на этот звук вспоминает своё слово. И т.д.
Кот — тапочки — игла — арбуз...
Обогащение словарного запаса.
1. Существует много настольных игр в виде лото, домино на обобщение, классификацию.
Например, игра «Детское лото».
Во время игры нужно оречевлять свои действия. Взрослый берет картинку и спрашивает: «Кому нужна стрекоза?» От ребенка нужно требовать полного ответа: «Мне нужна стрекоза». После того как ребенок заполнил свою карточку, взрослый просит назвать одним словом данные предметы.
2. Активизация глагольного словаря и словаря прилагательных. Обычно родители, играя с детьми, используют существительные, забывая про глаголы и прилагательные. Можно использовать картинки из игр.
Например, что делает тот или иной предмет. Тигр — спит, стоит, бежит, играет, охотится, ест, пьёт, рычит, дышит, лежит, кувыркается. Часы — висят, идут, тикают, ломаются, падают, показывают, спешат. Можно устроить соревнование, кто больше слов назовёт. Или по очереди называть глаголы, и тот кто последний назовёт слово, тот и выиграл.
Используя тот же принцип, называть прилагательные.
Кошка какая? - большая, полосатая, пушистая, игривая, смешная, длиннохвостая, усатая, быстрая, голодная, сытая, довольная.
3. Игра «Скажи наоборот».
Черный — белый
кислый — сладкий
широкий — узкий
день — ночь
север — юг
пол — потолок
бежать — стоять
войти — выйти
отрезать — склеить
Формирование грамматического строя речи.
1. Правильное произнесение падежных окончаний.
Настольная игра «Лото. Кем быть?»
Отработка окончаний существительных в творительном падеже. Чем работает человек той или иной профессии? Например, столяр пользуется пилой, топором, рубанком, молотком, клещами. Также в этой игре идет обогащение словарного запаса по теме «Профессии».
2. Согласование прилагательных с существительными.
Настольная игра для детей 5-7 лет «Цвет и форма».
Согласование с сущ. жен. рода. Какая по цвету груша? - Зеленая.
Согласование с сущ. муж. рода. Какой медведь? - Коричневый.
Согласование с сущ. ср. рода. Какое платье? - Розовое.
Также идет согласование прилагательных, обозначающих форму.
3. Согласование числительных с существительными.
Вместе с ребенком посчитать пуговицы, карандаши, яблоки... И не просто 1,2,3,4,5. Это математика. Считать нужно так: 1 карандаш, 2 карандаша, 3 карандаша, 4 карандаша, 5 карандашей.
4. Игра «Кто больше назовет ласковых слов».
Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Можно использовать окружающие предметы в квартире, на улице.
Например, стул — стульчик, чашка — чашечка, цветок — цветочек...
Развитие связной речи.
1. Настольная игра «Сказки».
Пересказ сказок с опорой на картинки.
2. Поощрять детей к пересказу мультфильмов, детских фильмов, интересных событий.
3. Развитие фантазии.
Взрослый предлагает ребенку: «Давай пофантазируем. Если бы ты был кошечкой, чтобы ты сейчас сделал?» (Бабочкой, цветком, автобусом).
Комментариев нет:
Отправить комментарий